брусница (brusnitza) wrote,
брусница
brusnitza

О ДА!!!

Оригинал взят у fyu_fyu в За что я так не люблю "декупаж".

 
Среди огромного колличества разновидностей коллажа из различных материалов существует его разновидность, получившая свое название во Франции от слова decouper - вырезать. Французское имечко этот вид художественного творчества получил потому, что в 17-18 веках имел большую популярность в Европе, преимущественно в Франции, хотя история декупажа уходит по времени гораздо глубже, к 12 веку. Этот вид украшения предметов был распространен в Азии в частности, в Китае. К 17 веку, через венецианских купцов, предметы украшенные таким методом, попали в Европу.
   Мода на восточный товар в Европе привела к тому, что европейские мебельщики начали использовать декупаж для создания поддельных "инкрустаций" для подмены модной на тот момент китайской мебели. Затем декупаж пошел "в массы". Ремесленники, прочувствовав скорость и дешевизну метода, стали украшать не только мебель но и мелкие объекты, типа шкатулок и туалетных принадлежностей. Такое декорирование предметов получило название "искусство бедных" ("Arte povera").
  В 18 веке декупаж стал любимым занятием дам при дворе Луи пятнадцатого, первые дамы при дворе, такие как Мария Антуанетта и маркиза де Помпадур увлекались этой техникой. При дворе Людовика дамы творили с размахом, пользуя для вырезания не талько копии картин, но и сами картины известных художников. Работы Буше, Фрагонара и Ватто были угроблены во имя придворных развлечений "искусством".
  Прагматичные англичане не стали портить картины ради декупажа, а начали выпускать так называемые "декупажные карты" с изображениями пасторальных сценок, букетов, цветочков и ангелочков. Барышням осталось только выбрать миленькую картинку, аккуратненько вырезать и, также аккуратненько наклеить.
  В Росии декупажем начали пользоваться, еще не зная, что это "декупаж". В начале перестройки, на волне всемирной любви к Горбачеву и интереса ко всему "русскому",  на художественной "панели" возле Катькиного садика замечательно шли какбы "палехские" и "мстерские" шкатулки, расписанные при помощи ножниц, открыток , лака и капельки бронзовой краски для полоски орнамента, закрывающего край рисунка, приклеенного на крышечку шкатулки. Подозреваю, что некоторые сувенирные лавки для иностранцев, существующие и поныне, должны быть благодарны этому незамысловатому способу декорирования поверхностей за свой начальный капитал.

  История, как известно, идет по спирали. С появлением в России акриловых клеев и водорастворимых акриловых лаков, декупажная эпидемия вспыхныла с новой силой. Лаки эти относительно безвредны и почти не имеют запаха, что позволяет использовать их дома на кухне, между приготовлением супа и котлет. И барышни кинулись "творить".

  И вот тут, собственно, то, почему я так не люблю декупаж.
 Как известно, в России социальную окраску может приобрести любое явление, даже самое невинное поначалу. Казалось бы, что плохого в том, что активная часть женского населения вырезает, клеит и лачит чужие картинки. Ну, хочется девушке творить, разукрасив бумажными наклейками пластмассовый предмет, вроде диспенсера для жидкого мыла, на который в принципе ничего на клеится. Флаг в руки. Но интернет позволяет собираться таким барышня в стаи. А когда нас много, то мы - сила. И стаи декупажных барышень начали доказыват окружающей среде, что декупаж это великое искусство. Не беда, что картинка чужая, и автор картинки не желал бы видеть своих персонажей на всех ярмарках хэнд-мейда. Не беда, что изо всякого мастерства требуется только способность так акуррраааатненько вырезать и приклеить. Да, еще лаком покрыть. Не беда, что предмет для основы неподходящий, энергию и время все равно девать некуда.  Вкус не обязателен, материалы доступны. Народное искусство, ну а чо? Клеим на старый кухонный гарнитур, вентиляционную трубу в виде березки, вот вам березовый рай, стиль "прованс", интерьер в стиле " благородная бедность".... Если размер отдекупаженной плоскости превышает размер кухонной доски, а наклеенная салфетка уже 100500-ая, то барышня уже появляется на голубом экране, в рубрике типа "это вы можете" и уже с экрана учит активных домохозяек украшать "интерьер". Благо, продюссеры таких передач предпочитают декупажниц, которые расскажут публике как легко и весело заниматься искусством, мастерам, которые расскажут, что прежде, чем заниматься искусством, надо долго-долго, не переставая, учиться, и то не понятно, это еще ремесло или уже искусство...
 Эта путаница в понятиях повсеместна. Роспись подменяется декупажем. Сусальное золото в "интерьерах" после реставрации оказывается подменено бронзовой краской. Дешевое безосновательно оказывается дорогим. И так далее.
  Вот за это я "декупаж" и не люблю. Не саму технику вырезать-приклеить, а социальное явление, которое можно назвать так, и которое наиболее ярко видно среди "творцов". Подделка и вранье, подмена дорогого дешевым, сложного простым, мастерства изготовления вещей методом изготовления вещей, искусства декупажем.


Tags: мыши делают дырки в моём сыре, наши руки не для скуки, с бумагой в стране напряжёнка!, спасибо автору!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments